Поршневые компрессоры широко распространены на крупных производствах, позволяя производить сжатый воздух высокого давления. Поршневая техника обычно работает с частыми включениями-выключениями и в тяжелых условиях эксплуатации: высокая степень запыленности воздуха, суровый климат и т.д. Поэтому компрессорное масло, используемое в установках поршневого типа, должно отвечать жестким требованиям, связанным с особенностями эксплуатации этого оборудования.
Компрессорное масло должно иметь следующие качества:
- Высокая температурная стабильность
- Высокая стойкость к износу
- Высокая стоимость к воздействию химических веществ
- Низкая испаряемость
- Высокая температура вспышки и т.д.
В соответствии с определенными условиями эксплуатации смазочные материалы для поршневого компрессорного оборудования разделяют на несколько классов: для техники, работающей с умеренными нагрузками при температуре нагнетания до 160 ⁰С; для техники, работающей в тяжелых условиях при температуре до 200⁰С; для техники, работающей в особо тяжелых условиях при высоком давлении и температуре свыше 200⁰С.
Современные компрессорные производятся на синтетической, минеральной или полусинтетической основе и могут иметь различный набор присадок, обеспечивающих антиокислительные, антипенные и антикоррозионные свойства. Смазочные материалы последнего поколения позволяют поршневым компрессорам работать при экстремальных температурах от -50 ⁰С, обеспечивая эффективную работу установки:
- Предотвращение заклинивания при высоких нагрузках
- Быстрый запуск и надежная работа при низких температурах
- Предотвращение углеродистых отложений на внутренних частях
- Снижение расхода топлива или электроэнергии
- Снижение стоимости обслуживания и ремонта
- Увеличение интервала между заменами масла
Принцип работы компрессорного масла
Поршневые компрессоры могут использовать различные технологии смазки внутренних деталей: со смазкой (маслозаполненные) и без смазки (с впрыском). В маслозаполненных компрессорах смазка внутренних деталей (зеркал цилиндров, поршневых пальцев, подшипников и т.д.) осуществляется непрерывно, с помощью образующихся в полости кратера масляных брызг и взвесей. В компрессорах с впрыском, масло подается в полость сжатия во время работы оборудования в виде мелкодисперсного тумана, образуя тонкую пленку на всех внутренних металлических поверхностях. Обычно для смазки поршневой техники используется компрессорное масло на минеральной основе (DIN 51 506-VGL, VDL) или на базе диэфиров и ПАО.